Навигационное оборудование внутренних водных путей
Навигационные знаки и огни внутренних водных путей России
Общие положения
1. Навигационные знаки и огни предназначены для создания безопасных условий плавания судов и обеспечения сохранности искусственных сооружений на внутренних водных путях
2. Навигационные огни на сооружениях должны действовать от захода до восхода солнца
3. При латеральной системе типы, основные параметры и размеры цвет и вид окраски навигационных знаков, а также характер, цвет и взаимное расположение сигнальных огней определяются в установленном порядке
4. При кардинальной системе цвет и вид окраски плавучих знаков их топовые фигуры и характер огней определяются действующей системой ограждения на ВВП разрядов "М" и "О"
Состав и назначение навигационных знаков
1. Навигационные знаки подразделяются на береговые и плавучие. В свою очередь они, в зависимости от силуэта фигуры, могут быть: прямоугольными, треугольными, круглыми, трапецеидальными, комбинированными, линейными.
2. В состав береговых знаков входят знаки ограждения (обозначения) судового хода и знаки информационные
К береговым знакам обозначения положения судового хода относятся створные перевальные, ходовые, весенние знаки "ориентир", указатели высоты подмостового габарита и кромок судового хода в судоходных пролетах мостов путевые огни судоходных каналов, а также опознавательные знаки и маяки. По этим знакам судоводитель определяет направление судового хода.
3. В состав плавучих знаков входят буи бакены вехи
4. Плавучие навигационные знаки подразделяются на кромочные, поворотные, свальные, разделительные, осевые, поворотно-осевые и знаки опасности
5. На реках наименование правой и левой кромок (сторон) судового хода принимают по направлению течения воды
На транзитных судовых ходах водохранилищ наименование сторон принимают по направлению от зоны выклинивания подпора к плотине
На подходах к портам, пристаням, убежищам, а также на судовых ходах притоков, впадающих в водохранилище, наименование правой и левой кромок судового хода принимают по направлению к транзитному судовому ходу
На каналах и озерах наименование сторон на судовых ходах принимается условно при проектировании транспортного освоения этих водных путей.
В зависимости от требований эксплуатации внутренних водных путей, знаки либо оборудуются навигационными огнями, либо выставляются без огней. Знаки, оборудованные огнями, предназначены обеспечивать круглосуточное движение судов, также как и светоотражающие знаки, которые наблюдаются в ночное время при использовании судовых прожекторов.
Навигационные огни характеризуются цветом и характером огня - чередованием вспышек (проблесков) и пауз (затемнений).
Характер навигационных огней
1. Постоянный
2. Проблесковый - периодически повторяющиеся проблески
3. Двухпроблесковый - периодически повторяющиеся группы из двух проблесков
4. Частопроблесковый - непрерывно повторяющиеся частые проблески
5. Группочастопроблесковый - периодически повторяющиеся группы
6. Пульсирующий - непрерывно повторяющиеся световые импульсы
7. Прерывисто-пульсирующий - периодически повторяющиеся группы
8. Затмевающийся - периодически повторяющиеся проблески и кратковременные затмения
Плавучие навигационные знаки и огни для обозначения границ судового хода.
Плавучие навигационные знаки служат для ограждения опасностей, указания кромок и оси судового хода. Эти знаки в зависимости от конкретных условий выставляются на водных объектах по определенной системе: латеральной или кардинальной.
На внутренних водных путях обычно применяются 3 разновидности плавучих знаков:
буи, бакены и вехи.
На внутренних водных путях применяются 3 разновидности плавучих знаков: буи, бакены и вехи.
Буи. Представляют собой металлические поплавки конической или цилиндрической формы, устанавливаемые на участках с сильным волнением. Буи имеют нумерацию.
Буй удерживается на месте с помощью якорного устройства. Длина якорной цепи в 2 - 3 раза превышает глубину в месте установки.
Наиболее важными качествами буя являются его плавучесть и остойчивость.
Буй оборудован сигнальным фонарем, который питается от электрических батарей, расположенных в специальном пенале внутри корпуса.
Бакены. Состоят из поплавковой части (плотика) и укрепленной на нем сигнальной фигуры (надстройки) трапецеидальной, круглой или прямоугольной формы.
Вехи. Представляют собой шест, прикрепленный тросиком к якорному грузу. Применяются как дневные плавучие знаки на реках с неосвещаемой судоходной обстановкой. Вехи могут выставляться дополнительно к буям и бакенам для их дублирования. Высота надводной части речных вех составляет 1 - 2 м, озерных - должна равняться надводной высоте выставляемых на данном участке буев.
Навигационные плавучие знаки имеют свои отличительные признаки по раскраске, цвету и характеру огня, в зависимости от их назначения и системы расстановки.
Кромочный для обозначения кромок судового хода
1. Правая сторона красный огонь, постоянный или проблесковый
При движении по судовому ходу вниз по течению знак оставляется справа, при движении вверх слева.
2. Левая сторона зеленый, желтый или белый огонь, постоянный или проблесковый
При движении по судовому ходу вниз по течению знак остается слева, при движении вверх справа.
3.Разделительный. Для обозначения разделения судового хода.
или
или
Указывает судоводителю о необходимости выбрать судовой ход, соответствующий направлению движения судна.
4.Знаки опасности, ограждающие опасные места и навигационные препятствия
правый берег, огонь - красный, проблесковый или двухпроблесковый,
левый берег, огонь - зеленый, проблесковый или двухпроблесковый
5.Сигнальные знаки,
обозначающие поворот судового хода.
правый берег, огонь - красный, проблесковый или частопроблесковый,
левый берег, огонь - белый, желтый или зеленый, проблесковый или частопроблесковый
6.Сигнальные знаки,
обозначающие ось судового хода и одновременно его кромку для разделения встречных потоков судов
огонь - белый или желтый двухпроблесковый
7.Сигнальные знаки,
поворотно-осевые для обозначения поворота оси судового Веха - две черные (или белые) и три красные равные по ширине горизонтальные полосы. хода Огонь белый или желтый группочастопроблесковый.
8. Свальный знак. Обозначает свальное течение, не совпадающее с направлением судового хода. Устанавливается на стороне, противоположной свалу, выше по течению.
а) на правой кромке указывает, что свальное течение направлено в сторону к правой кромке судового хода.
б) на левой кромке указывает, что свальное течение направлено в сторону к левой кромке судового хода
Береговые навигационные знаки обозначения положения судового хода
1. Цвет щитов береговых створных и перевальных знаков выбирается для создания контраста с фоном местности (светлый или темный) и не зависит от берега (правый или левый). Цвет огней зависит от берега (правый или левый)
2.Створ осевой для обозначения оси судового хода, состоит из двух знаков переднего и заднего. Иногда этот створ называют линейным. Передний знак расположен ниже заднего.
По своей форме знаки осевого створа могут выставляться трех типов: прямоугольные (квадратные) щиты; трапецеидальные щиты; комбинированные (нижний щит трапециидальный, верхний квадратный).
Огни на правом берегу красные или белые левом берегу - зеленые или белые на передних знаках - постоянные на задних - проблесковые
При следовании по оси судового хода судоводитель наблюдает совмещенные створные полосы знаков (днем) и огни (ночью), расположенные на одной вертикали. В случае отклонения судна от оси происходит смещение знаков относительно друг друга или наклон условной линии, соединяющей огни.
На темном фоне На светлом фоне
Огни |
На правом берегу
|
На левом берегу
|
Задний
Передний
Задний
Передний
|
|
|
3.Створ щелевой для обозначения положения судового хода и его кромок состоит из трех знаков двух передних и одного заднего
Огни на правом и левом берегу желтые, на передних знаках постоянные на заднем – проблесковый.
Если судоводитель наблюдает задний щит (огонь) между передними, то судно находится на судовом ходу, если полоса одного из передних щитов совпала с полосой заднего щита, то это обозначает, что судно вышло на кромку судового хода.
На темном фоне На светлом фоне
огни |
На правом берегу
|
На левом берегу
|
Задний
Передний
Задний
Передний
|
|
|
4.Створ кромочный для обозначения точного положения судового хода и его кромок
Огни постоянные или двухпроблесковые на правой кромке красные, на левой зеленые.
Фактически этот створ можно рассматривать как два совмещенных осевых створов, один из который показывает левую кромку судового хода, а другой - правую.
До тех пор пока судоводитель наблюдает днем просвет между вертикальными гранями щитов переднего и заднего знаков (ночью условная линия, соединяющая огни этих знаков, наклонена в сторону судового хода), судно находится в створной зоне.
Два положения судна при ориентировании по кромочному створу:
а) судно находится на левой кромке судового хода, т.к. совмещены вертикальные грани переднего и заднего знаков;
б) судно находится на оси судового хода.
На темном фоне
На светлом фоне
Огни |
На правом берегу
|
На левом берегу
|
Задний
Передний
|
|
|
5.Перевальный знак служит для обозначения судового хода и устанавливается в местах, где этот ход меняет направление от одного берега к другому. В отличие от створов перевальные знаки ставятся по одному.
Перевальные знаки по форме могут собой представлять:
- столб с прикрепленными на его вершине двумя квадратными щитами, указывающих два направления судового хода;
- прямоугольные вертикальные щиты во всю высоту знака, установленные так, чтобы их лицевые стороны указывали направления судового хода;
- третий тип перевального знака представляет собой сооружение из сужающихся кверху наклонных трапецеидальных щитов с квадратными щитками на их вершинах.
Количество выставляемых перевальных знаков на участке реки зависит от извилистости судового хода. На перевалах обычно выставляется два знака - по знаку на левом и правом берегах. При этом, если эти знаки соединить условной прямой линией, то она совпадет с осью судового хода.
Огни постоянные или проблесковые, на правом берегу красные или белые на левом - зеленые или белые или на обоих берегах желтые проблесковые
На темном фоне
На светлом фоне
На правом берегу |
На левом берегу
|
или
|
или
|
6.Весенний знак служит для обозначения затопляемых берегов и выставляется на затопляемых островах, ярах, мысах для предупреждения посадки судна на мель.
На левом берегу знак представляет собой сооружение из столба, на вершине которого укреплен трапецеидный щит белого цвета. На правом берегу щит весеннего знака круглой формы красного цвета.
Огни постоянные, на правом берегу красные, на левом - зеленые
На правом берегу На левом берегу
7.Ходовой знак для обозначения судового хода, расположенного у берега.
Знак состоит из столба и прикрепленного к его верхней части ромбовидного щита. Для повышения дальности видимости щит может выставляться во всю высоту знака.
Наиболее часто этот знак расположен на чистых (ходовых) ярах.
Ходовые знаки левого берега оборудуются зелеными проблесковыми огнями круговой видимости, правого берега такими же огнями красного цвета.
На правом берегу На левом берегу
8.Знак "ориентир" Применяется для обозначения характерных приметных мест (мыс, остров и т.п.) на реках, водохранилищах и озерах.
Знак имеет прямоугольную или трапецеидальную форму. Щиты (наклонные) на левом берегу окрашены чередующимися полосами горизонтального черного и белого цветов, а на правом берегу - красного и белого цветов.
Огни двухпроблесковые на правом берегу красные или белые на левом - зеленые или белые или на обоих берегах желтые проблесковые
На правом берегу На левом берегу
9.Знак "Путевой огонь" Устанавливается на откосах берегов судоходных каналов и служит для ориентирования судоводителей.
Путевые огни ставятся на обеих сторонах канала попарно (друг против друга), обычно через 250 м. Знак, как правило, представляет собой однометровую произвольную конструкцию, покрашенную шаровой краской.
В верхней части знака ночью на левом берегу зажигается зеленый постоянный огонь, на правом берегу -красный постоянный огонь. Направлены эти огни вдоль канала. Кроме того, на знаке может быть предусмотрен нижний огонь белого цвета, который прикрыт козырьком сверху и освещает откос канала и урез воды.
10.Сигнализация судоходных пролетов мостов
Знаки и огни на мостах. Эти знаки указывают пролеты для прохода судов, плотоводов и малых плавсредств под мостами сверху и снизу, а также направления оси судового хода и высоты подмостовых габаритов. Наглядный вид и характеристики выставляемых на мостах знаков и огней представлен
Судоходные пролеты мостов обозначаются расположенными на фермах посередине этих пролетов следующими знаками и огнями:
а) для судов, идущих снизу - квадратный щит, ночью - два постоянных красных створных огня, видимых с ходовой стороны пролета;
б) для судов, идущих сверху - ромбовидный щит, ночью - два постоянных красных створных огня, видимых с ходовой стороны пролета;
в) для плотовых составов - круглый щит, ночью - два постоянных зеленых створных огня;
г) для маломерных судов - треугольный щит, вершиной вниз, ночью огни не выставляются. На темном фоне знаки окрашены в белый цвет, на светлом - в красный.
Указатели высоты подмостового габарита представляют собой квадратные щиты (зеленые на светлом фоне или белые - на темном фоне), расположенные вертикально один над другим на опорах мостов. Ночью в центре каждого щита горит зеленый постоянный огонь.
Состав и отличительные признаки плавучих знаков при кардинальной системе расстановки
1. Кардинальные знаки предназначены для ограждения навигационных опасностей Их выставляют вокруг опасности по принципу ограждения ее относительно сторон света (по четырем главным направлениям компаса) При этом горизонт вокруг ограждений опасности условно делится на четыре сектора северный, восточный, южный и западный
Кардинальные знаки выставляют в одном, нескольких или во всех секторах одновременно для обозначения стороны с которой следует обходить ограждаемую опасность.
Знаки, обозначающие отдельные опасные места
Буй черного цвета с широкой красной горизонтальной полосой, огонь белый двухпроблесковый. Веха с топовым знаком: два черных шара один над другим. Знак выставляется над опасностью.
Запрещается использовать осветительные устройства прожекторы а также щиты флаги и другие предметы если они могут быть ошибочно приняты за световую сигнализацию, огни и сигналы упомянутые в настоящих Правилах или если они могут ухудшить видимость или затруднить распознавание навигационных огней и сигналов.
Маяки служат для ориентировки судоводителей при плавании на некоторых устьевых участках крупных рек, водохранилищах, озерах, а также входе в канал.
Они представляют собой башни различной конструкции и архитектуры (рис. 168).
На вершине маяка расположена аппаратура для подачи световых сигналов с установленной характеристикой и цветом огня. Некоторые маяки оборудуются туманной звуковой сигнализацией, а также радиоаппаратурой для подачи радиосигналов на определенных частотах.
Описание маяков подробно излагается в соответствующих лоциях, а их точные координаты (широта и долгота) нахождения наносятся на навигационные карты.
Схемы расстановки навигационных знаков. Для закрепления знаний по навигационным знакам и приобретения первичных навыков ориентирования по ним во время плавания, начинающему судоводителю полезно научиться читать карты (схемы) участков пути, с нанесенными на них навигационными ориентирами.
Простейшие схемы расстановки наиболее распространенных знаков с указанием оси судового хода, которая нанесена .пунктирной линией, приведены на рис.169-172.
Линейный створ является самым распространенным створом, устанавливаемым на водных путях, и дает точное положение оси судового хода.
Щелевые и кромочные створы используются в основном на участках, где требуется обеспечить повышенную надежность обстановки, улучшить ориентировку судоводителей при расхождении и обгоне, а так же в местах, гдечасто сбиваются со штатных мест плавучие знаки.
Перевальные знаки (1, 2, 3. 4, 5, 6) устанавливаются обычно на приглубых берегах плесовых и перевальных участков рек, а также на водных путях с неосвещаемой и светоотражающей обстановкой.
Ходовые знаки (7,8) устанавливаются с расчетом обеспечения движения судов со знака на знак, а также между створно-перевальными и перевальными знаками.
Весенние знаки устанавливаются на выступающих в сторону судового хода мысах и бровках пойменных берегов. На рис. 177 весенние знаки указывают опасные затопленные бровки берегов. Знаки 1 и 3 -правого берега. 2 и 4 левого.
Приложение N 5
к Правилам (пп 125. 167, 183)
Информационные знаки.
Информационные знаки, изображенные на цветной вкладке(приложение), подразделяются на три группы:
1. Запрещающие знаки.Сигнальный щит этих знаков имеет круглую форму белого цвета, окантовка и диагональная полоса - красные, символ - черный.
Огонь - желтый частопроблесковый.
Знаки запрещают судоводителям производить определенные действия и маневры. Запрещающие знаки "Расхождение и обгон составов запрещен!", "Расхождение и обгон запрещен!*, "Не создавать волнения!", "Движение мелких плавсредств запрещено!*, "Семафор" устанавливаются в начале и конце участка, на который распространяется их действие, в местах наиболее удобных для наблюдения с судов.
2. Предупреждающие и предписывающие знаки. Эти знаки предписывают судоводителям соблюдать осторожность на данном участке пути и выполнять определенные требования по безопасности плавания.
Огонь - желтый, проблесковый.
Знак "Пересечение судового хода" устанавливается выше или ниже переправы, знак "Соблюдать надводный габарит!" - на обоих берегах в 100 м выше или ниже (по течению) от места расположения перехода, а также на опоре или пролетном строении моста.
Знаки "Внимание!" и "Скорость ограничена!" устанавливаются в начале и конце участка, на который распространяется их действие, в местах наиболее удобных для наблюдения с судов.
3. Указательные знаки. Информируют судоводителей о наиболее безопасных местах маневрирования, нахождений некоторых объектов, ширине судового хода, глубинах и сообщают другие навигационные сведения.
Запрещающие знаки
1.Запрещение прохода - общий сигнальный знак "Семафор" предназначен для обозначения участков с односторонним (поочередным) движением судов а также для регулирования движения через разведенные пролеты наплавных мостов.
Наплавной мост, когда он разведен, для пропуска судов должен иметь в темное время следующую световую сигнализацию:
на правой по течению стороне пролета - два красных постоянных огня (на нижнем и верхнем по течению углах пролета);
на левой стороне пролета - два зеленых постоянных огня (на нижнем и верхнем углах пролета);
на отведенной части моста, на конце выдающемся в реку, со стрежневой стороны устанавливается сигнальный огонь, соответствующий кромочным (к правому берегу красный, к левому зеленый);
на наведенном мосту по всей его длине через каждые 50 м на высоте не менее 2 м над верхним настилом моста устанавливаются белые огни.
Регулирование пропуска судов через разведенные части наплавного моста производится с помощью сигналов, поднимаемых на семафорной мачте.
Наименование знака |
Вид
|
Цвет и характер огня
|
Семафор:
Ход закрыт снизу и сверху
|
|
|
Ход закрыт снизу
|
|
|
Ход закрыт сверху
|
|
|
Светофор:
Ход закрыт
|
________
|
|
Ход открыт
|
________
|
|
Знак "Светофор" регулирует движение судов в районах шлюзов, заградительных ворот паромных канатных переправ и в подъемных судоходных пролетов мостов.
2. Знак "Расхождение и обгон запрещены" обозначает участок судового хода, где обгон и расхождение судов запрещены
ночью – затмевающийся желтый огонь
3. Знак "Расхождение и обгон составов запрещены" обозначает участок судового хода где запрещены расхождение и обгон составов и крупных судов длиной более 120 м.
ночью – затмевающийся желтый огонь
4. Знак "Якоря не бросать" обозначает зону подводного перехода, где запрещено отдавать якоря, опускать цепи и лоты
Ночью - два постоянных желтых огня, расположенных вертикально
5. Знак "Не создавать волнение" обозначает участки водного пути, где запрещено создавать волнение.
Ночью - затмевающийся желтый огонь
6. Знак "Движение мелких плавсредств запрещено" обозначает участок, где на судовом ходу запрещено движение маломерных судов (на рейдах в подходных каналах, у причалов и др).
Ночью - затмевающийся желтый огонь
Примечания.
1. Знаки устанавливают на расстоянии 100 м выше и ниже (по течению) от оси подводных переходов.
2. Знаки ставят попарно так, чтобы каждая пара образовывала поперечный створ. На каналах и участках рек в районе населенных пунктов при ширине русла до 500 м допускается установка по одному знаку на оси перехода на каждом берегу
3. На водных путях с шириной русла до 500 м створ из знаков ставят на том берегу, на котором они лучше видны с судов.
4. При ширине водного путч более 500 м створы знаков устанавливают на обоих берегах.
5. Если судовой ход расположен вдоль ходового берега, створы из знаков устанавливают только на этом берегу независимо от ширины водного пути.
Предупреждающие и предписывающие знаки
1. Знак "Скорость ограничена" обозначает участки судоходного пути, где скорость движения водоизмещающих судов ограничена (на каналах, в аванпортов, акваториях рейдов и др.) цифры, показывают максимально допустимую скорость хода (км/ч)
Ночью - огонь желтый проблесковый
2. Знак "Внимание" обозначает участки судоходного пути, где необходимо соблюдать особую осторожность рисунок -восклицательный знак.
Ночью - огонь желтый проблесковый
3. Знак "Пересечение судового хода" для обозначения мест пересечения судового хода судами и паромными переправами
Ночью - огонь желтый проблесковый
4. Знак "Соблюдать надводный габарит" обозначает мостовой и надводный переход Цифра, показывает минимальную проходную высоту надводного перехода, высоту подмостового судоходного габарита судоходного пролета моста от расчетного уровня воды (м)
Ночью - два желтых постоянных огня, расположенных горизонтально.
Указательные знаки
1. Знак "Место оборота судов" для обозначения участка, где наиболее безопасно производить обороты судна
Ночью - огонь желтый постоянный
2. Знак "Пост судоходной инспекции" для обозначения мест базирования подразделений судоходных инспекций
Огонь желтый постоянный
3. "Стоповый знак" обозначает полезную длину камер шлюза и границы зоны швартовки (остановки) судов в подходных каналах к шлюзам. Знак представляет собой (вертикальную) полосу красного цвета шириной 0,2-0,4 м и длиной не менее 1,5 м, наносимой на парапетах и (или) стенах камер и причальных сооружений шлюзов
Освещается постоянным огнем красного цвета.
4. Знак "Указатель рейда" для обозначения границы рейда. При наличии нескольких рейдов цифра показывает порядковый номер рейда
Примечание: Допускается установка дополнительных щитов, где стрелка указывает направление рейда, а цифры - длину рейда (м)
Ночью - огни постоянные на левом берегу зеленого цвета на правом - красного цвета
Плавучие навигационные знаки.
Латеральная система расстановки плавучих навигационных знаков - система, при которой знаки обозначают стороны или ось судового хода. Применяется на реках, водохранилищах, каналах, небольших озерах и на подходах к морским портам.
При этом установлено, что правый берег - это берег внутреннего водного пути, расположенный справа от наблюдателя, обращенного лицом по течению воды, а левый берег - слева от наблюдателя, обращенного лицом по течению воды.
На каналах, озерах и водохранилищах направление течения принимается условно и сообщается в навигационных пособиях и документах.
На транзитных судовых ходах водохранилищ наименование сторон (правая и левая) кромки устанавливается обычно по направлению от зоны выклинивания к плотине, на озерах - с учетом впадающих и вытекающих из них рек.
На подходах к портам, пристаням и убежищам, а также на судовых ходах рек, впадающих в водохранилище, наименование кромок судового хода принимается по направлению к транзитному судовому ходу.
Кардинальная система расстановки плавучих навигационных знаков - это система, при которой ограждение навигационных опасностей производится относительно сторон света по компасу. Применяется на морях, крупных озерах и в морских устьях больших рек.
Виды плавучих навигационных знаков этой системы, их описание, расстановка, назначение и характеристики огней изложены в этой главе
(§8) "Средства навигационного оборудования морей".
В водах северо-западной части Европы (на крупных озерах и в устьях крупных рек) для ограждения опасностей принята международная система навигационного оборудования -
система МАМС (рис. 173).
При кардинальной расстановке плавучих знаков системы МАМС северные буй и веха устанавливаются к северу от опасности ( южные - к S, восточные -.к Е, западные - к W) и для безопасного прохода их следует оставлять к югу (южные - к N, восточные - к W, западные - к Е). Характеристики огней этих знаков следующие:
северный буй - огонь белый частопроблесковый (50-60 проблесков в минуту);
южный буй - огонь белый прерывистый частопроблесковый с последующим длительным (не менее 2 с) проблеском (6 частых и 1 длительный проблеск, период 15 с);
восточный буй - огонь белый прерывистый частопроблесковый (3 частых проблеска и пауза, период 10с);
западный буй - огонь белый прерывистый частопроблесковый (9 частых проблесков и пауза, период 15с).
Вершины этих буев и вех оборудованы толовыми фигурами в виде черных треугольников (голиков), расположение которых относительно друг друга на каждом знаке различно и указано на
рисунке 173.
Опасности малых размеров могут ограждаться одним буем с вехой
(рис. 174) без выставления других кардинальных знаков.
Эти знаки выставляются непосредственно над ограждаемой опасностью.
Осевая система расстановки плавучих навигационных знаков в морских районах - применяется для обозначения начальных точек и осей фарватеров (каналов), а также середины проходов в опасных для плавания районах
(рис. 175).
Латеральная система расстановки плавучих знаков в морских районах - применяется для ограждения сторон фарватеров (каналов) и проходов
(рис. 176).
Знаки специального назначения - применяются для обозначения якорных и карантинных стоянок
(рис. 177).