Центр дистанционной подготовки судоводителей
"КАМСТОРМ"
Тел: 47-41-70
Тел: +7 (924) 782-4707
Тел/Факс: +7 (4152) 300-150


Основы гидрометеорологии

Судовождение, будучи прикладной наукой, включает в себя, наряду с навигацией, лоцией, мореходной астрономией, радионавигацией, океанографией и др, такую дисциплину, как гидрометеорология, являющуюся, в свою очередь, комплексом наук о подвижных оболочках Земли - гидросфере и атмосфере. Знание судоводителем элементарных вопросов гидрометеорологии - как показывает опыт, зачастую сможет оградить его от попадания в сложные (форс-мажорные) условия плавания и обеспечить, тем самым, безопасность экипажа, пассажиров и судна в целом. 
Воздушная оболочка, состоящая из смеси различных газов и принимающая участие в суточном и годовом вращении Земли, -именуется атмосферой и является предметом изучения метеорологии. Кстати, термин «атмосфера» применятся также и к газовым оболочкам других планет. Качественные и количественные характеристики, выражающие физическое состояние атмосферы и происходящие в ней процессы, носит название метеорологических элементов. К ним относятся : солнечная радиация, температура воздуха, атмосферное давление, ветер, облачность и т.д.
Состояние атмосферы у земной поверхности, характеризуемое совокупностью значений метеоэлементов, а также их последовательное изменение за определенный промежуток времени называется погодой, а совокупность атмосферных условий, присущая данной местности в зависимости от ее географической обстановки называетсяклиматом. 
Иными словами, климат - статический режим атмосферных условий (условий погоды), характерный для каждого данного места Земли в силу его географического положения.
Погода очень изменчива за короткие промежутки времени, климат же, характеризуя многолетнее состояние метеоэлементов в конкретной климатической зоне, меняется мало.
Для судоводителей наиболее важными вопросами из гидрометеорологии являются:

  • основы   физических процессов и явлений, происходящих в атмосфере и в водных объектах;
  • влияние гидрометеоусловий на безопасность плавания и, соответственно, производство гидрометеонаблюдений, анализ фактической погоды и ее прогноз с его уточнением по местным признакам.

Для удобства изучения явлений, наблюдаемых в атмосфере, единого понимания, с учетом характера изменения температуры с высотой и особенностей теплового режима внутри каждого слоя, атмосферу делят на пять основных слоев (сфер) и четыре переходных слоя между ними. На рис. 138 представлена схема строения атмосферы.
Для судоводителей представляет интерес только первый, нижний, прилегающий непосредственно к земном поверхности слой атмосферы - тропосфера, поскольку все (факторы воздействия на судно и его экипаж (метеоэлементы), влияющие непосредственным образом на безопасность плавания возникают и развиваются в ней. Вертикальная протяженность ее незначительна: в полярных широтах - 9 км, в тропических - 18 км. Характерной особенностью тропосферы является падение температуры с высотой, которое составляет 6° - 7°С, на 1 км высоты. На верхней границе тропосферы над экватором температура около минус 70°С, над северным полюсом минус 45°С - минус 65°С в зависимости от времени года. В тропосфере находится почти весь водяной пар, при конденсации которого образуются облака и осадки. Ветер в тропосфере имеет преимущественно западное направление, с высотой усиливается, достигая максимальных значений на верхней кромке, давление падает, достигая на. высоте 10 км примерно четверти приземного.
Температура воздуха и воды является одним из основных факторов воздействия на судоводителя. Суточный и годовой ход температуры воздуха зависит от притока солнечного тепла и характера подстилающей поверхности. Многочисленные наблюдения показали, что над сушей минимум температуры наступает незадолго до восхода Солнца, над водой (при больших площадях) - через 2-3 часа после его восхода. С восходом Солнца температура земной поверхности быстро повышается и передается воздуху. Максимум температуры воздуха обычно наступает над сушей к 14-15 часам, над водой - к 15-16 часам, после чего температура начинает снова медленно понижаться (с 17 часов до захода Солнца - период быстрого понижения температуры). Следует отметить, что такой суточный ход температура характерен только для устойчивой ясной погоды. Линия равных значений температуры, нарисованная на синоптической карте, носит название изотермы.
http://www.boatyard.ru/html/3-2_files/image002.jpgЗа температуру воздуха у земной поверхности принимают показания термометра, установленного на высоте 2 м от поверхности почвы, вдали от жилых помещений, защищенного от прямой солнечной радиации и хорошо вентилируемым. Шкалы применяемых термометров могут быть разбиты как в градусах Цельсия, так и Фаренгейта, поэтому полезно помнить, что 1° F ° 5/9 "С. (Для сведения - градус температурной шкалы Фаренгейта - это 1/180 часть температурного интервала между точкой таяния льда и точкой кипения воды). Температура воздуха в пределах 16° - 22°С и воды 15 е- 20° С является наиболее оптимальной для эксплуатации маломерных судов, в то время как высокая температура при большой влажности, равно как и низкая (в весенне-летний и осенне-зимний периоды) сказываются отрицательно и сопряжены с повышенной опасностью, а плавание в ненастную погоду при температуре воды 3°-5°С и воздуха минус 5°- 15°С ведет к обледенению судна и его гибели.
Обледенение - это интенсивное (при забрызгивании) нарастание слоя льда на палубе, фальшборте, над­стройках, рангоуте, при непринятии соответствующих мер к его удалению - ведет к потере остойчивости и опрокидыванию судна. Интенсивность обледенения зависит от температуры поверхностного слоя воды, температуры воздуха, силы ветра, степени волнения, типа (заливаемости) судна и его курса по отношению к ветру и волнению.
Одним из важнейших факторов безопасного плавания .для судоводителя является видимость (дальность видимости) - расстояние, на котором днем исчезают последние признаки наблюдаемого объекта (становятся неразличимыми его очертания), а ночью становится неразличимым нефокусированный источник света определенной интенсивности. Видимость оценивается в баллах, глазомерно по ряду объектов, расположенных на различных расстояниях от наблюдателя, по международной шкале видимости (см. таблицу):

http://www.boatyard.ru/html/3-2_files/image004.jpg

Приступая к рассмотрению факторов, оказывающих влияние на видимость, напомним читателю, что вода, поступая в атмосферу в результате испарения с водных поверхностей, находится там в трех состоя­ниях: газообразном (невидимый глазом водяной пар), жидком (дождь) и твердом (снег, град).
Туманом называется скопление мельчайших капелек или кристалликов льда в прилегающих к земной поверхности слоях воздуха, вследствие которого горизонтальная видимость становится менее 1 км. При видимости в пределах от 1 до 10 км. это скопление называется дымкой. В зависимости от состояния капелек туман носит название водяного или ледяного. Следует отметить что даже при температуре воздуха до минус 20 "С туман еще будет водяным. В зависимости от условий образования различают радиационные и адвентивные туманы.
Туманы первого рода характерны для суши, образуются обычно в предутренние часы, часто в понижениях местности, имеют небольшую вертикальную величину (1-2 км), кратковременны, рассеиваются после восхода Солнца с повышением температуры воздуха. Для прибрежных районов морей и материков характерны туманы второго рода. Такие туманы, образующиеся при медленном выносе с моря влажного и еще теплого от воды воздуха на холодную сушу (особенно в осенне-зимний период), отличаются большей устойчивостью, значительной вертикальной величиной, площадью распространения и наблюдаются, как правило, при скорости ветра до 10 м/сек. Существуют еще туманы испарения (парение моря), которые возникают в зимнее время над незамерзающей по каким - либо причинам водной поверхностью и представляют из себя конденсат водяного пара с этой поверхности, обычно малой (несколько метров) высоты.
Облака, являясь, как и туманы, конденсатом водяного пара, образуются на определенной высоте над подстилающей поверхностью и основная причинаих образования - восходящее движение воздуха.

Основные типы облаков:

  • кучевообразные (могут развиваться на высотах от 1,5 км до 14, в зависимости от распределения тем­пературы воздуха в атмосфере);
  • слоистообразные (развиваются на высотах от нескольких десятков метров до нескольких сотен, но занимающие большие, до нескольких сотен километров в ширину, площади) ;
  • волнистые (возникают на любой высоте, длина волн колеблется от 50 до 2000 метров, вертикальна^ величина мала).

Существующая международная классификация облаков основана на их внешнем виде и состоит из 10 основных форм и двух дополнительных. Кроме того, облака разделяются по ярусам в зависимости от высоты их нижней границы
Для сведения судоводителей - цветные фотографии самых распространенных форм облаков, в соответствии с указанной международной -классификацией собраны в Атласе облаков для судовых наблюдении, которые необходимо производить судоводителям, ибо такие наблюдения зачастую позволяют судить о предстоящей погоде и подтверждают полученный прогноз. Облачность обычно оценивается глазомерно, в баллах (до 10), по степени закрытия неба облаками. Один балл - 10 % площади небосвода.
Воду (в жидком или твердом состоянии), выпадающую из облаков или осаждающуюся из воздуха на поверхности земли или предметов принято называть осадками. По происхождению и характеру выпадения атмосферные осадки подразделяются на ливневые, обложные и моросящие, жидкие (дождь, морось), твердые (снег, град, крупа) и смешанные. Ливневые осадки - начинаются и заканчиваются внезапно, кратковременны (от нескольких минут до 2-3 часов), выпадают из кучево-дождевых облаков в виде дождя, снега, снежной (ледяной) крупы или в сочетании с дождем в виде града. Обложные осадки - продолжительный, умеренной интенсивности, дождь или снег при пасмурной погоде, выпадают, как правило, из слоисто-дождевых облаков на больших площадях. Моросящие осадки (морось) - выпадают из слоистых облаков в виде очень мелких капель или снежных крупинок. Морось отличается от мелкого обложного дождя тем, что образующие ее частицы как бы плавают в воздухе.
Количество выпадающих осадков принято измерять толщиной слоя воды ( в миллиметрах), который образовался бы от дождя (растаявшего снега) на горизонтальной поверхности, если бы вода никуда не стекала. Когда говорят, что выпал 1 мм осадков - это означает, что на каждый 1 м 2. земной поверхности выпал 1 литр воды

http://www.boatyard.ru/html/3-2_files/image006.jpg

http://www.boatyard.ru/html/3-2_files/image008.jpgАтмосферное давление (давление воздуха, барометрическое давление) определяется весом столба воздуха, который давит на единицу площади горизонтальной поверхности. Давление с давних времен измерялось высотой ртутного столба в миллиметрах (дюймах). В двадцатых годах в практику введена новая единица измерения давления - миллибар (мб) - единица атмосферного давления, равная 1000 дин на 1 см 2. Дина (из физики) - сила, сообщающая массе в 1 г ускорение движения на 1 см в сек 2. Нормальное давление равно 1013,25 мб, стандартное - 1000 мб (750 мм). На судах встречаются приборы, измеряющие давление как в одних, так и в других единицах, поэтому для перевода одних в другие следует помнить, что 1 мб приблизительно равен 0,75 мм рт.ст., а 1 мм рт cm равен 1,3 мб . Для облегчения перевода существуют специальные таблицы, приведенные, для облегчения судоводителями поиска в приложении к на­стоящему пособию. Прибор для измерения атмосферного давления носит название барометра. По принципу действия различают жидкостный, анероид, гипсотермометр, газовый барометры. Основным прибором для измерения давления на судах является барометр-анероид, внешний вид которого приведен на рис. 139.
Шкала прибора проградуирована в миллиметрах ртутного столба, на ней встроен термометр. При выполнении наблюдений необходимо слегка постучать но стеклу, после чего отсчитать показания с точностью до 0,1 мм, которые необходимо исправить тремя поправками - шкалы, на температуру прибора и добавочной поправки, которые все выбираются из паспорта. Для наблюдения за изменениями давления в течение определенного промежутка времени и графической записи показаний служит барограф, который ав- томатически и непрерывно (в течение суток или недели - в зависимости от оборота барабана) ведет запись атмосферного давления. Общий вид барографа показан, на рис 140.
Барограф устанавливается и закрепляется, как правило, на столе в рубке. Для использования на судах удобнее барографы с недельным оборотом барабана. По барографу определяется очень важная для прогнозирования погоды характеристика - барическая тенденция, характеризующая изменение давления, особенно за последние 3 часа (рост или падение).
http://www.boatyard.ru/html/3-2_files/image010.jpgАтмосферное давление - одна из основных составляющих, учитываемых при прогнозировании погоды. Существующие карты распределения атмосферного давления называются картами барического поля и представляют из себя нарисованные на т.н. немых географических картах линии изобар - линий, соединяющих места с равным (одинаковым) давлением. Изобары, как правило, проводятся через 5 мб и соответственно подписываются, что позволяет наглядно видеть районы с преобладанием высокого и низкого давления.
Основными формами барического рельефа (приведены на рис. 141) являются:

  • циклоны (барические минимумы) - области низкого атмосферного давления (нарисованы концент­рическими замкнутыми изобарами, значение (по величине давления) каждой из которых уменьшается к центру, в центре - самое низкое давление;
  • антициклоны (барические максимумы) - области высокого атмосферного давления, также рисуются системой концентрических изобар, только величины их значений к. центру  увеличиваются, в центре - самое высокое давление;
  • ложбины - вытянутые от циклона области пониженного давления с горизонтальной осью, причем изобары в области ложбины либо приблизительно параллельны, либо имеют вид буквы V;
  • гребни - вытянутые от антициклона области повышенного давления без замкнутых изобар;
  • седловины - области барического поля между двумя циклонами или двумя антициклонами, расположенные в шахматном порядке (крест-накрест).
  • фронты -переходная зона или (условно) поверхность раздела между двумя воздушными массами в атмосфере.

 http://www.boatyard.ru/html/3-2_files/image012.jpg

http://www.boatyard.ru/html/3-2_files/image014.jpgНа картах изобар в центре циклона ставится буква Н (низкое), на иностранных карах - L ( low), в центре антициклона - буква В (высокое), на иностранных картах - Н ( high). Поверхность с одинаковым давлением в любой точке называется изобарической
Ветром называется горизонтальное перемещение воздуха относительно земной поверхности. Причина возникновения - неравномерное распределение давления на Земле и перемещение масс воздуха из районов с повышенным давлением в районы с низким, причем, большое значение в этом случае имеет температура воздуха, влияющая на плотность массы..
Основной характеристикой ветра является его направление и скорость (сила). В гидрометеорологии за направление ветра принимается то http://www.boatyard.ru/html/3-2_files/image016.jpgнаправление по компасу, откуда он дует. Существует мнемоническое правило для судоводителей при определении направления: ветер дует в компас, течение вытекает из компаса. Скорость ветра измеряется в метрах в секунду, километрах в час или в узлах (морская миля в час). Сила ветра определяется в баллах, глазомерно, по воздействию на предметы и водную поверхность по шкале Бофорта от 0 до 12 баллов (см. приложение к пособию).
Распределение воздушных потоков в барических системах представлено на рис 142.
В циклоне и ложбине ветер направлен по изобарам, оставляя (в северном полушарии) центр низкого давления слева, т.е. будет вращаться против часовой стрелки, в южном - наоборот (если смотреть сверху). В антициклоне ветер также направлен по изобарам, но по часовой стрелке в северном полушарии и против - в южном. Отсюда вытекает один из практических приемов нахождения центра циклона в северном полушарии - слева и несколько впереди, если встать спиной к ветру.
Самым распространенным прибором для измерения скорости ветра на судах являются ручной анемометр (рис. 143).
Ручной анемометр МС-13 является 4-чашечным с механическим счетчиком оборотов крестовины. Показания всех счетчиков (стрелок) запоминаются (записываются) перед и после операции по замеру, анемометр включают на 100 сек и, разделив затем полученную разность показаний на 100, получаем скорость ветра в метрах в секунду. Замер производится на наветренной стороне мостика (рубки), палубы. Кстати, борт судна, обращенный к ветру именуется наветренным, противоположный - подветренным.
На движущихся судах определяется направление т.н. кажущегося ветра, являющегося векторной суммой истинного и курсового ветра, причем, направление курсового ветра противоположно курсу судна, а скорость равна скорости судна. Для определения истинного ветра существует круг СМО (ветрочет, рис. 144), представляющий из себя круглый планшет с наклеенной миллиметровой бумагой, поверх которой на центральной оси свободно вращается круг из оргстекла с нарисованными на нем градусными делениями. 

Для определения истинного ветра необходимо:

  • подвести градусное деление подвижного круга, соответствующее направлению кажущегося ветра к стрелке-указателю;
  • отложить от центра в направлении указателя его скорость в выбранном судоводителем масштабе;
  • обозначив конец вектора точкой, подвести к указателю деление, соответствующее курсу судна и, отложив от центра круга в выбранном масштабе скорость судна, ставим вторую точку;
  • совместив   вращением круга обе поставленные точки по одной из вертикальных линий планшета, параллельной диаметру, проходящему через центр круга и указатель таким образом, чтобы вторая точка была выше первой, - судоводитель   получит против стрелки-указателя направление истинного ветра, а расстояние между точками в выбранном масштабе будет равна его скорости.

Вся операция по определению истинного ветра таким способом занимает не более 2 мин. при определенных навыках судоводителя.

Кроме скорости и направления, ветер характеризуется по направлению как постоянный или меняющийся, по скорости - ровный, порывистый и шквалистый (резко выраженный порывистый). Ветер скоростью около 5 - 8 м/сек считается умеренным, выше 14 м/сек - сильным, выше 20 - 25 м/сек - штормом, а свыше 30 - 35 м/сек - ураганом. Резкое кратковременное усиление ветра до значений порядка 20 м/сек и выше носит название шквала, а полное безветрие - штиль. Существуют понятия: местный ветер, бриз (прибрежный ветер с резкой полусуточной периодикой смены направлений берег-море), фен (ветер с гор на Черном и Беринговом морях), бора (почти то же, что и фен, в районе Новороссийска), ледниковый ветер (дует устойчиво с ледника в долину), тайфун - местное (на Тихом океане) название тропических циклонов, смерч- мало масштабный вихрь с вертикальной осью, возникающий обычно в передней части кучево-дождевого облака, откуда и распространяется до поверхности земли (воды). Средняя скорость перемещения такого смерча 30-40 км/час, диаметр - несколько десятков метров, скорость ветра внутри может достигать 100 м/ сек.

 http://www.boatyard.ru/html/3-2_files/image018.jpg

Иногда направление ветра определяют: по курсу - встречный, попутный;  
на внутренних водных путях - по направлению течения реки -верховой (дует по направлению течения), низовой (дует против течения), по расположению берегов - повальный ( дует в сторону берега), отвальный (дует от берега).
Волны н a водных объектах классифицируются по различным признакам.
Основная классификация волнения производится по его происхождению, т.е. силам, вызывающим волнение:

  • ветровые, образующиеся под воздействием ветра, и зыбь - по его окончанию;
  • приливо - отливные, образующиеся под воздействием сил притяжения Солнца и Луны;
  • аномобарические, возникающие при сгонах и нагонах воды и при резких изменениях атмосферного давления;
  • цунами, возникающие при динамических процессах в земной коре (земле и моретрясениях, извержениях вулканов и т.п.);
  • корабельные (судовые), возникающие при движении кораблей (судов). 

 
Кроме того, волны классифицируются:

  • по действию силы (свободные и вынужденные);
  • по изменчивости элементов волн по времени (установившиеся и неустановившиеся);
  • по расположению в толще воды (поверхностные и внутренние);
  • по форме (двухмерные, трехмерные, уединенные или одиночные);
  • по отношению длины волны к глубине водного объекта (короткие и длинные);
  • по перемещению формы волны (поступательные и стоячие).

В данном пособии будет рассматриваться классификация, принятая в гидрометеорологии и только один ее раздел - ветровые волны.

Ветровые волны возникают вследствие передачи энергии ветра частицам воды на поверхности водного объекта. Начинаясь с очень малых (т.н. капиллярных волн), волнение, под воздействием ветра приобретает все большую энергию, высоту и длину. При усилении ветра появляются барашки, гребни волн опрокидываются и срываются, образуя пенные полосы. С прекращением воздействия ветра ветровое волнение переходит в зыбь- волнение, распространяющееся по инерции в виде свободных волн, причем направление зыби может значительно отличаться от направления ветра. Зыбь при полном штиле носит специфическое название мертвой зыби. При встрече нескольких систем волнения возникает толчея, волнение, представляющее большую опасность для судов, т.к. волны при этом очень круты, с конусо- образными гребнями, обладают большой силой удара. Ветровые волны или последующая зыбь вблизи берегов (когда глубина водоема становится меньше половины их длины) носят название прибоя. Прибойные волны очень опасны, поскольку обладают огромной разрушительной силой; поэтому плавание в зоне прибоя и особенно прием и высадка людей (погрузка и выгрузка грузов)становятся проблематичны, а в ряде случаев - невозможны. Буруны возникают при разрушении волн у подводных (надводных) каменных гряд или отмелей, расположенных на некоторым удалении от берега и, как правило, служат предупреждением судоводителям об опасности.
Волны состоят из чередующихся между собой валов и впадин и характеризуются следующими элементами (рис. 146):http://www.boatyard.ru/html/3-2_files/image020.jpg
гребень - наивысшая точка волнового профиля;
подошва (ложбина) - низшая точка волнового профиля;
высота h - расстояние по вертикали от подошвы до гребня;
длина А - расстояние по горизонтали между соседними гребнями или подошвами;
крутизна - наклон волнового профиля в данной точке к горизонту;
фронт - линия, проходящая вдоль гребня волн;
период - промежуток времени между прохождением двух последовательных гребней (подошв) через одну и ту же точку пространства или, иначе, промежуток времени, в течение которого волна проходит расстояние, равное своей длине;
скорость распространения С - расстояние по горизонтали, проходимое гребнем (подошвой) волны в единицу времени в направлении ее перемещения.
Основными элементами характеристики волнения являются: высота, длина, период и скорость распространения волн.
Ветровое волнение на внутренних водных объектах, в отличие от океанов и глубоких морей, харакгеризуется меньшей величиной даже при длительном шторме, значительной крутизной волны, быстрым достижением максимальных размеров после начала действия ветра и затуханием по его прекращении.
Волнение одно из самых распространенных и опасных для судоходства природных явлений. Вызывая килевую и бортовую качку, значительную потерю в скорости (до 50%) даже при попутной волне, ухудшение и, в ряде случаев, потерю управляемости, смещение груза, разрушение рангоута, надстроек, а иногда и корпуса судна, волнение часто приводит к серьезным авариям, потере людей, груза, зачастую и самого судна. Сильное, как и длительное, волнение отрицательно сказывается на работе экипажа, судовых машин и механизмов, навигационных приборов, состоянии пассажиров.
Течения, оказывая непосредственное влияние на скорость и направление движения судна, также имеют важное значение для судовождения.
Классификация морских течений:
а) по силам, их вызывающим - градиентные течения (из-за разности в уровнях или плотности воды в разных районах одного или нескольких соединяющихся водных объектах), сгонно-нагонные течения, бароградиентные течения (из-за большой разницы в давлении над различными районами), сточные (речной сток), плотностные течения (при неравномерном распределении плотности воды), приливо-отливные течения;
б) по устойчивости - постоянные, периодические, временные (непериодические);
в) по глубине расположения - поверхностные ( в навигационном слое, 0-15 м), глубинные и придонные;  
г)  по физико-химическим свойствам масс воды - теплые и холодные, соленые и распресненные.
За направление течения (в градусах от 0" до 360" или румбах), как указывалось выше, принимается то направление, куда течет масса воды (еще раз напомним, что течение вытекает из компаса), его скорость измеряется в метрах в секунду, километрах в час либо в узлах (миля в час). Течение определяется несколькими методами: навигационным (сравнением счислимых и обсервованных мест судна при отсутствии ветрового влияния), методом поплавков (инструментальные наблюдения за поплавками или вешками, помещенными в массе воды) и электромагнитным методом (измерением ЭДС соленой воды при пересечении ею силовых линий магнитного поля Земли). Последний способ, как нетрудно догадаться, применим только в морях и океанах.

Классификация речных течений:
тиховоды - медленные течения, образующиеся за выпуклыми берегами, крупными песчаными отложениями в русле и т.п.;
водовороты - постоянное вращательное движение воды на участке водотока со скоростью основного потока, иногда создают глубокие ямы (омуты);
суводи - вращательное движение воды на участке реки, как правило, за выступами берегов, мысами, вы­пуклыми берегами, сильно вдающимися в русло, существуют постоянно или возникают в половодье;
майданы - беспорядочное вращательное движение воды на участке реки в виде подвижных вихрей различных размеров, образуются над крупными подводными препятствиями при небольшой глубине над ними, на перекатах, при других резких изменениях формы дна;
прижимное течение - течение на участке реки, в котором слои воды направлены к берегу;
свальное течение - течение, направленное под углом к судовому ходу, возникают из-за разности уровней воды по ширине реки, перед мостами - из-за подпора воды пойменными дамбами, вызывает смещение судов с судового хода и навал судов;
затяжные течения - у входов в протоки, особенно сильны во время половодья;
сулой - взброс воды на поверхности акватории при резком уменьшении скорости течения при столкновении разнонаправленных потоков или выходе течения из узкости, наблюдается в проливах или в устьях рек, напоминает по виду поверхность кипящей воды, бывает достаточно высоким, представляет опасность для маломерных судов.
Кроме того, судоводитель должен помните, что любые мосты (опоры), дамбы плотины, другие сооружения в руслах рек вызывают, как правило, течения разного направления и скорости. На водохранилищах течения возникают из-за воздействия ветра (ветровые, сгонно-нагонные) и стока воды. В последнем случае наибольшая скорость течения вблизи плотины при сбросе - представляет опасность для судоводителей малых и гребных судов.
По течениям существуют различные навигационные пособия: лоции, карты, атласы, таблицы и т.п. Следует отметить, что они, к сожалению, не обеспечивают судоводителя точными данными, поэтому сведения следует оценивать критически. Правильно поставленный при выборе и прокладке курсов учет течения, при постоянном контроле обсервациями, является одним из важнейших условий безопасного плавания.
Несколько слов о прогнозировании погоды на ближайший срок, поскольку от знаний и умения судоводителя решать эту задачу во многом зависит безопасность его плавания. Задача прогнозирования погоды в целом на длительный срок сложна, ее решает большое количество специально созданных ведомств на мощной технической базе, на развитой сети станций наблюдения с использованием спутниковых систем,

http://www.boatyard.ru/html/3-2_files/image022.jpg 

поэтому мы будем рассматривать этот вопрос в том объеме, который доступен судоводителю. В нашем случае задача составления прогноза погоды решается на основе анализа синоптических карт и карт барической топографии, устанавливающих фактическое состояние погоды. Прогноз обычно выдается в виде карт, на который отображается ожидаемое барическое поле у поверхности земли (воды) на 12,18,24,36,48 и 72 , часа вперед от срока наблюдений, для которого составлена карта. Некоторые основные знаки (символы), используемые при нанесении метеорологических данных на карты, приведены в таблице на стр. 150. Ниже, также в таблице, приведены обозначения основных фронтов на картах погоды. 
Несколько пояснений к таблице.
Фронт - переходная зона или (условно) поверхность раздела между двумя воздушными массами в атмосфере.
Теплый фронт - фронт, перемещающийся в сторону теплого воздуха, холодный - соответственно, в сторону холодного.
Окклюзия - процесс изменения состояния циклона, состоящий в смыкании холодного и теплого фронтов, при котором теплый воздух вытесняется холодным в верхние слои тропосферы. 
Зона конвергенции - зона схождения.
Краткосрочные прогнозы бывают двух видов: общего пользования (для населения и хозяйственных организаций, где указываются облачность, осадки, направление и скорость ветра, температура воздуха и особые явления погоды).и специализированные. Долгосрочные прогнозы составляются на 3 дня, декаду, месяц и сезон. Прогнозы составляются по пункту, территории субъекта Российской Федерации, по акватории и

http://www.boatyard.ru/html/3-2_files/image024.jpg

портам, в последнем случае дополнительно прогнозируется видимость. Несомненно, самая ответственная роль в деле обеспечения безопасности плавания отводится своевременному прогнозу и передаче (приему) на судах штормовых предупреждений, передаваемых национальными метеослужбами.
В заключение темы необходимо отметить, что прогнозирование погоды в районе плавания даже при наличии на борту факсимильной (синоптическая карта, переданная на судно факсимильным способом, т.е. в виде изображения, представляющего копию оригинальной карты) или иной синоптической карты (рис. 147) должно проверяться и подкрепляться непосредственным и постоянным наблюдением за местными признаками погоды, которые помогут судить о характере воздушной массы в конкретном районе, интенсивности тех или иных атмосферных явлений. 
Местными признаками погоды называются различные атмосферные явления (характер облачности, дальность видимости, ход атмосферного давления и ветра, оптические явления и т.д.), наблюдаемые в районе плавания судна, которые позволяют предвидеть ожидаемую погоду на самое ближайшее время. При корректировке прогноза погоды судоводитель должен в первую очередь следить за состоянием небосвода, оценивать характер и форму облачности в комплексе с изменениями давления и ветра, других метеоэлементов и явлений. Далее приведем некоторые местные признаки, которые дают возможность судить о характере погоды на ближайшие 6-12 часов.

Признаки сохранение характера погоды.
Хорошая устойчивая погода без осадков, ветер слабый или умеренный, видимость более 2 миль (3,5 км):

  • отсутствие облаков.или появление к 9-10 ч. кучевых плоских, медленно движущихся, к 15-16 ч достигающих наибольшего развития облаков, вечером - их исчезновение;
  • появление по утрам отдельных перистых нитевидных (иногда когтевидных), не распространяющихся постепенно по небу облаков, с их исчезновением во второй половине дня;
  • незначительный суточный ход ветра;
  • сохранение давления без изменения в течение нескольких часов;
  • небольшие изменения температуры воздуха в течение суток, при наличии ее суточного хода;
  • появление ночью и к утру росы на палубе, надстройке, мачтах (реях);
  • Солнце заходит за чистый горизонт;
  • наблюдается небольшая деформация солнечного диска при восходе и заходе над водой;
  • ночное мерцание звезд с преобладанием зеленого цвета.

http://www.boatyard.ru/html/3-2_files/image026.jpg

Устойчивая малооблачная или с переменной облачностью погода в районе, местами ливни, видимость более 2 миль (3,5 км):

  • кучевые облака разрастаются в вышину, превращаются в более мощные;
  • ветер слабый (умеренный) с кратковременным усилением;
  • давление постоянно в течение нескольких часов;
  • появление ночью и к утру росы на палубе, надстройках судна.

Пасмурная погода с осадками, умеренным и сильным ветром, видимость около 2 миль (3,5 км) и менее:

  • характер облачности (слоисто-дождевой, кучевой разорванной, кучево-дождевой) не меняется;
  • на низком фоне давления или при слабом его падении не наблюдается суточного хода;
  • температура воздуха не имеет суточного хода;
  • ветер умеренный, до сильного, мало меняет направление.

Признаки ухудшения погоды:
Ухудшение погоды, обложные осадки, усиление ветра до сильного, видимость менее 2 миль (3,5 км):

  • появление перистых нитевидных (когтевидных), перистых или перисто-слоистых облаков, постепенно распространяющихся по небу и уплотняющихся, возможно появление «гало» - оптического явления в виде светлых кругов, дуг, столбов и т.п. вокруг Солнца (Луны) за счет преломления и отражения света в атмосфере;
  • переход высокослоистых непросвечивающихся в слоисто-дождевые с выпадением осадков;
  • постепенное понижение давления;
  • постепенное усиление ветра, отклонение его направления вправо;
  • нарушение суточного хода температуры при закрытом облаками небе;
  • направление зыби и волн отличны от направления ветра, усиление волнения;
  • Солнце заходит в сгущающиеся облака;
  • сильное мерцание звезд синим оттенком (высокая влажность).

Пасмурная погода при умеренном ветре, иногда моросящие осадки и туман, может сохраняться несколько часов, затем ухудшаться:

  • переход слоисто-дождевых облаков в слоистые, возможное появление просветов;
  • уменьшение падения давления или небольшой его рост;
  • небольшое ослабление ветра, поворот его направления против часовой стрелки;
  • повышение температуры воздуха;
  • волнение не увеличивается.

Облачная погода с ливневыми или обложными осадками, ветер умеренный до сильного, порывистый, видимость около 2 миль (3,5 км):

  • появление перисто-кучевых облаков, возможно с перистыми или перисто-слоистыми;
  • одновременное присутствие нескольких форм облаков различных ярусов, движущихся в различном направлении, хаотический вид неба;
  • усиление ветра, ветер становится порывистым;
  • появление характерного шума со стороны грозы или шквала;
  • появление сильных помех радиоприему.

Признаки улучшения погоды.
Уменьшение облачности, прекращение осадков, увеличение видимости (более 2 миль):

  • переход слоисто-дождевых облаков в высокослоистые или высококучевые, появление просветов;
  • быстрый рост атмосферного давления;
  • резкий поворот направления ветра против часовой стрелки (в северном полушарии);
  • понижение температуры воздуха;
  • уменьшение помех радиоприему.