Данная статья помогает Вам понять юридические аспекты в области образовательной деятельности.
Поскольку по законодательству Российской Федерации образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию, то без такого специального разрешения школа (курсы) не существует в принципе, а соответственно не имеет право выдавать справку (свидетельство) о дополнительном образовании (курсы на право управления маломерными судами или внедорожными мототранспортными средствами).
Согласно разъяснениям ВАС РФ (Высший арбитражный суд Российской Федерации), содержащимся в письме от 19 января 1993 г. N С-13/ОП-19ВЯ-21, если деятельность, для занятия которой необходима лицензия, осуществлялась без нее, такая деятельность должна рассматриваться как НЕЗАКОННАЯ.
Вопросы которые могут возникнуть:
- Имеет ли право школа (учебный центр) осуществлять образовательную деятельность
- Действителен ли документ об образовании (в данном случае дополнительное образование)?
- Правильно оформлено свидетельство или справка об окончании курсов?
- Имеет ли лицензию на право образовательной деятельности школа рекламирующая свои курсы?
- Какие последствия могут быть в будущем, если Вы отучились в такой школе?
Все образовательные программы, освоение которых заканчивается итоговой аттестацией с выдачей документов об образовании (в нашем случае это справка или свидетельство), должны быть указаны в приложении к лицензии на образовательную деятельность. В соответствии с п. 28 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. N 796 (в ред. от 26.01.2007 N 50), лицензирование деятельности образовательного учреждения по новым для него образовательным программам производится независимо от наличия у него лицензии на ведение образовательной деятельности по другим образовательным программам. При этом лицензиат представляет заявление и документы из числа указанных в пункте 12 данного Положения, перечень которых определяется лицензирующим органом. Перечень новых образовательных программ включается в приложение к действующей лицензии. Таким образом, для включения новых образовательных программ в приложение к лицензии, необходимо собрать только те документы из перечня в п. 12, которые посчитает нужным лицензирующий орган.
ЗАКОН РФ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" от 10.07.1992 N 3266-1
Статья 33. Порядок создания образовательных учреждений и регламентация образовательной деятельности
6. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
7. Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии.
Отметим, что право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения только с момента получения им лицензии (п. 6 ст. 33 Закона об образовании). Без лицензии нельзя не только оказывать «учебные» услуги и выдавать слушателям документы о повышении квалификации, но и пользоваться льготами, предоставляемыми образовательным учреждениям (в частности, по НДС). Кроме того, за отсутствие разрешения есть риск получить взыскание по статье 14.1 КОАП РФ. Поэтому без лицензии можно проводить лишь семинары, которые могут оформляться, например, как консультационные услуги.
Однако не все просто и у «лицензированных» организаций. Дело в том, что лицензия имеет приложение. В нем, в частности, должны быть указаны нормативные сроки освоения образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, по которым предоставляется право ведения образовательной деятельности. Так, например, в приложении закреплены программы с длительностью обучения от 72 до 500 академических часов. А учебное заведение ведет курсы подготовки в течение 20 академических часов с последующей выдачей сертификатов о переподготовке. На такой вид деятельности требуется отдельная лицензия.
В соответствии с п. 1 ст. 27 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документов определяется самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения. Таким образом, любой документ по форме, утвержденной образовательным учреждением, и подтверждающий прохождение той или иной образовательной программы, будет являться документом об образовании в контексте данной статьи, а следовательно, такая деятельность подлежит лицензированию. Виды документов о дополнительном профессиональном образовании перечислены в п. 28 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610 (в ред. от 31.03.2003 N 175). К ним относятся:
О чем лицензия должна говорить потребителю образовательных услуг?
Лицензия в первую очередь говорит о том, что организация образовательного процесса соответствует государственным требованиям. Кроме того, все, о чем говорит лицензия потребителю услуг, указано в приложении. БЕЗ ПРИЛОЖЕНИЯ ЛИЦЕНЗИЯ НЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНА. В приложении фиксируются реализуемые программы и специальности, сроки их освоения, контрольные нормативы (соответствие строительным и санитарно-гигиеническим нормам, оборудование учебных помещений, оснащенность библиотечными ресурсами, кадровый состав работников), предельная численность контингента учащихся. Минимальный срок действия лицензии - 3 года, максимальный - 5 лет. Заключая договор с учебным граждане должны обязательно ознакомиться с этим документом.
Что подразумевает собой лицензирование образовательных учреждений?
Лицензирование образовательной деятельности осуществляется на основании постановления Правительства России от 18.10.2000 года «Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности» в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» ст. 33 п.6, которая гласит, что право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии.
Цель лицензирования - оценить соответствие условий образовательной деятельности государственным требованиям - к учебным площадям, оборудованию кабинетов и лабораторий, уровню преподавательских кадров, учебной литературе образовательных учреждений как государственных, так и негосударственных организационно-правовых форм.
"КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ" (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица -
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ДВУХ ТЫСЯЧ до ДВУХ ТЫСЯЧ ПЯТИСОТ рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - ОТ ЧЕТЫРЕХ ТЫСЯЧ ДО ПЯТИ ТЫСЯЧ рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - ОТ СОРОКА ТЫСЯЧ ДО ПЯТИДЕСЯТИ ТЫСЯЧ рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Так как на рынке образовательных услуг большое количество учебных центров и школ дополнительного образования, очень не просто сделать свой выбор. Судебная практика имеет случаи когда судоводитель попадает в серьезную аварийную ситуацию и после разбирательства всех обстоятельств органы прокуратуры доходят до того, что выясняют, что судоводитель обучался в так называемом образовательном учреждении, а на самом деле оно не имело права обучать людей и удостоверение на право управления маломерным судном признавалось недействительным, что влекло более суровое наказание на судоводителя. Ведь не знание закона не освобождает от ответственности.
Тем более мы знаем, как может измениться ситуация в нашем государстве по делам давно минувших дел, мы имеем ввиду признания (непризнания) полученных людьми удостоверений на право управления маломерными судами или внедрожными мототранспортными средствами. Поэтому лучше потратить какое то время на выяснение вышеизложенных юридических аспектов, чем потом корить себя, почему я этого не сделал или не знал.